Геология

Навигация

СБОР МИНЕРАЛОВ Начинающему любителю гелогии, стоит вступить в геологический кружок и приобретать опыт сбора камней в полевых походах. В таких походах есть возможность проводить наблюдения, и иногда случается, что любителям удаётся найти местонахождение какого-либо интересного минерала. Следует знать, какие минералы сопутствовуют друг другу а какие их сочетания в природе не встречаются...

***

археология В археологической и геофизической разведках есть много общих задач. Они ставят перед собой весьма схожие цели поиска объектов в недрах Земли. Но, если перед геофизикой стоит задача поисков полезных ископаемых, то археологическая разведка направлена на обнаружение исторических памятников...

***

магнитВ магнитных явлениях еще достаточно тайн, но уже в течение многих лет магниторазведка помогает открывать тайны Земли.
Для магниторазведчиков магнитное поле является надежным средством изучения недр. С помощью магнитометров из в различных уголках Земли выполняются магнитные съемки, в результате их отыскиваются месторождения полезных ископаемых, корректируются геологические карты...

 
 
 
 


 

Все для геолога. Камни, минералы, полезные ископаемые, горные породы. » Интересные материалы » ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ СТАТЬ ГЕОФИЗИКОМ. Часть 1.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ СТАТЬ ГЕОФИЗИКОМ. Часть 1.


На научно-популярных лекциях по геофизике очень часто задают вопрос: куда нужно обратиться, чтобы стать геофизиком? Практически во всех крупных городах нашей Родины: Москве, Ленинграде, Воронеже, Алма-Ате, Томске, Киеве, Иркутске, Владивостоке, Свердловске и других готовят специалистов-геофизиков. Для того чтобы узнать, что Вас ждет в институте, лучше всего пойти на "день открытых дверей". Вот мы в одном из кабинетов геофизического факультета Ленинградского горного института им. Г.В. Плеханова. Полки с книгами, геофизические карты. На стенах висят портреты первых профессоров-геофизиков: В.И. Баумана, в 1922 г. прочитавшего первый в СССР курс магниторазведки; Л.Н. Богоявленского, в 1923 г. создавшего курс по радиометрии; А.А, Петровского, читавшего лекции по электроразведке; П.Н. Никифорова, преподававшего грави- и сейсморазведку.

То, что место рождения геофизики в нашей стране Москва и Ленинград — не случайно. Это крупнейшие научные центры. И, конечно, большое внимание здесь уделяется геологии и геофизике. В Москве и Ленинграде сосредоточено много геофизических экспедиций, объединений и институтов.

В 1929 г. была организована Особая комиссия по изучению Курской магнитной аномалии, вокруг которой собрался коллектив геофизиков, геологов, физиков, геодезистов. Они по праву признаются основоположниками разведочной геофизики.

История развития геофизики в нашей стране тесно связана с высшими учебными заведениями. Старейшим "геофизическим" вузом является Ленинградский горный институт. И не только "геофизическим", но и вообще горным.

Как было отмечено, в 20-е гг. нашей стране в связи с индустриализацией для развития народного хозяйства нужны были новые месторождения. Искать их нужно было быстро и экономично. В этом геологам могли помочь геофизические методы разведки. Но специалистов-геофизиков тогда не готовил ни один вуз страны. Понимание нужд отечества привело ученых Горного института к созданию впервые в нашей стране геофизической специализации студентов.

В 1930 г. состоялся первый выпуск горных инженеров-геофизиков. Он был из двух человек: А.Ш. Усманова и И.П. Кобзева. В 1931 г. выпущено 9, в 1935 г. — уже 82 горных инженера-геофизика. Фотографии выпуск» ников всех лет представлены в музее на кафедре. Их много — целая армия. В 1934 г. уже была образована кафедра геофизических методов разведки. Сотрудники этой кафедры свято следовали и следуют первому девизу Горного института, записанному в первом уставе института в 1773 г.: "Усердие к услуге Отечеству и к пользе оного любовь".

Школу магниторазведки основал А.А. Логачев — создатель первого в мире аэромагнитометра. Школы комплексной геофизики, электро- и гравиразведки были основаны Л.Я. Нестеровым и Б.А. Андреевым. Эти школы обладают большим творческим потенциалом и опытом в подготовке кадров. И сейчас здесь читаются новые курсы. С 1979 г. один из авторов читает в ЛГИ специально составленный курс лекций по охране недр — по вопросам создания геофизических полигонов и заповедников, затронутым нами в разделе "Нужно ли сохранять участки месторождений". Студенты в своих дипломных работах предлагают полигоны для опробования геофизической аппаратуры, отработки методики и сравнительных испытаний.

С 1953 г. в Горном институте организован геофизический факультет. Его первый декан — А.Ш. Усманов, горный инженер-геофизик первого выпуска. Один из авторов этой книги окончил Горный институт и это, конечно, повлияло на выбор геофизической кафедры для данного рассказа. Но таких институтов у нас в стране много.

Геологические, геофизические и физико-математические дисциплины составляют основу образования геофизиков. Поэтому в вузовских программах обучения геофизиков имеются такие геологические дисциплины, как общая и историческая геология, минералогия, петрография, кристаллография, геологическое картирование, геология СССР, геотектоника и курс месторождений полезных ископаемых. Серьезные курсы общей физики, математики, электротехники, механики, электроники, математической физики, теории программирования формируют геофизика. Летом студенты уезжают на учебные практики. Очен» часто едут в Крым или на Кавказ. Многие студенты сибирских институтов работают летом на юге Красноярского края в просторах Хакасии. Там находятся базы различных институтов и университетов. Окодр таких баз имеются детально изученные поколениями студентов геофизические участки с различными геологическими объектами.

Сегодня ЭВМ находятся на базах полевых партий, в лабораториях. Мини-ЭВМ монтируются непосредственно в геофизических приборах. В программу обучения геофизиков входят специальные курсы по программированию геофизических задач к работе на ЭВМ.

В институтах есть лаборатории для физического моделирования геофизических задач, минералогические музеи и библиотеки.

На старших курсах по программе обучения проводятся производственные практики, где Вы получаете, как говорят, "штатное" место рабочего, техника или инженера в полевой партии. Кроме тою, на каждом факультете под руководством профессоров и преподавателей ведется большая научно-исследовательская работа. Так, студенты-геофизики Иркутского политехнического института активно трудятся на железорудных месторождениях Прибайкалья, Казахского горного — на полиметаллических месторождениях республики.

На геофизическом факультете Ленинградского горного института одно из основных направлений - изучение геологического строения Балтийского щита геофизическими методами. При этих исследованиях опробован метод отраженных волн, благодаря чему удалось выделить на различных глубинах отражающие границы, которые связаны с разломами и могут подсказать геологам, где следует искать рудные тела. Полученные глубинные данные позволили выбрать место для заложения сверхглубокой скважины на Кольском полуострове, поставившей новые задачи перед геофизиками. Для изучения глубинного строения Кольского полуострова широко используются электро-, магнито- и гравиразведка. Наиболее детально исследуется никеленосный Печенгско-Аллареченский рудный район, который является одновременно прекрасным полигоном для отработки разнообразных геофизических методик. Здесь бурится известная скважина СГ-3. Сама сверхглубокая скважина является большим успехом ученых и буровиков, но по ее результатам трудно было бы представить, насколько типичен вскрытый ею разрез земной коры, если бы не геофизика. Проведенные геофизические исследования позволяют распространять полученные в результате бурения скважины данные на прилегающую территорию. Важным обстоятельством является участие студентов во всех работах кафедры, начиная с первых лет ее образования. Так, ежегодно в полевых работах на Кольском полуострове трудятся до 50-ти студентов. В полевой сезон 1981-1982 гг. студенты активно участвовали в проведении сейсмического профилирования до глубин 11-12 км и успешно справились с обязанностями специалистов-геофизиков. Именно студентам — в будущем специалистам-геофизикам — придется решать многие задачи, рассмотренные в книге. Вот что говорит декан геофизического факультета Горного института Ю.Н. Капков: "Научные исследования кафедр должны продолжать и развивать традиции "усердия к услугам Отечества", разрабатывать и совершенствовать геофизические методы, вырабатывать научно обоснованные критерии оценки перспективности на обнаружение месторождений полезных ископаемых, поддерживать и крепить наши традиционные связи с производством. Все это должно сочетаться с усилением работы со студентами, чтобы выпускник-геофизик был не только грамотен технически, но и, главное, был пламенным патриотом, всегда готовым проявить "усердие к услуге Отечеству и к пользе оного любовь".

И, конечно, геофизик должен быть здоровым и выносливым — ведь ему приходится бывать в экспедициях, географический диапазон которых широк: от царства холода Антарктиды - до пекла пустынь. Поэтому в институтах большое внимание обращается на физическую закалку. Производственные и учебные практики в различных уголках нашей страны позволяют закрепить теоретические знания.



   

Похожие материалы сайта:
  • ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ СТАТЬ ГЕОФИЗИКОМ. Часть 2.
  • НАУКА-ГЕОФИЗИКА. Часть 2.
  • Геофизическая библиотека. Часть 1.
  • НУЖНО ЛИ СОХРАНЯТЬ УЧАСТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. Часть 2.
  • Геофизика
  • Все для геолога. Камни, минералы, полезные ископаемые, горные породы. » Интересные материалы » ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ СТАТЬ ГЕОФИЗИКОМ. Часть 1.